Вы имеете право на самые разные чувства по отношению к любому человеку или ситуации.
Чувствовать — это естественно, это нормально. Жить — значит чувствовать.
Вы можете испытывать негативные чувства по отношению даже к близким людям. Если вы на кого-то злитесь — это не значит, что вы его не любите. Можно любить человека, но при этом злиться на какие-то его поступки.
В этом упражнении мы с Вами будем знакомиться с чувствами, переживаниями, состояниями и эмоциями, какие они бывают и как с ними можно обходиться в повседневной жизни и с близкими людьми.
Часто чувства не всегда выражаются открыто. Иногда они вообще не выражаются или маскируются барьерами в общении. В первом случае это бегство или неуверенность, а во втором — скорее всего агрессивность. Да, соглашусь, что отказ от выражения чувств (бегство) часто позволяет сэкономить силы и время. На короткий период отношений это дает некоторое спокойствие, но в долговременных отношениях это способствует потере ясности и взаимопонимания в отношениях, а также может нести за собой возможные негативные последствия для здоровья. Перенос негативных чувств внутрь своего организма (в связи с тем, что мы все равно продолжаем думать о вызвавшем негативные чувства событии) может приводить к ухудшению самочувствия и здоровья, к депрессии. Прибегая к бегству, мы тем самым затрудняем откровенные разговоры с близким человеком в будущем. Чем дольше мы копим в себе самих негативные чувства, тем труднее нам будет сохранить уверенность в себе, тем вероятнее, что мы рано или поздно начнем разговор с партнером в агрессивной форме. Сопровождающий агрессивность стресс может сказываться на здоровье и вызывать заболевания, развивающиеся по психосоматическому принципу.
Альтернативным поведением неуверенности и агрессивности будет уверенное, открытое, истинное и спонтанное выражение чувств.
Содержательно различают позитивные и негативные чувства, а ситуационно различают выражение и отражение чувств.
Деление чувств на позитивные и негативные очень условно. Под позитивными (приятными, положительными чувствами) мы понимаем чувства, которые в данный момент времени и в данной ситуации человеку хочется продолжать испытывать. Под негативными (неприятными, отрицательными) чувствами мы понимаем чувства, которые в данной ситуации и в данный момент времени хочется как можно быстрее прекратить испытывать.
Обычно неуверенные в себе люди очень хорошо умеют замечать негативные чувства, но с трудом замечают и формулируют негативные чувства.
Чтобы научиться открытости желаний и чувств, необходимо обладать несколькими простыми навыками. Выражение чувств предполагает, что человек умеет их распознавать и ощущать, и также понимать, что они бывают совершенно разными, а не одна большая злость или тоска, например. Далее, он должен уметь эти чувства в себе замечать, знать, как они называются, уметь подбирать подходящие слова для их выражения. И человек должен уметь выражать чувства в диалоге с партнером и добиваться конгруэнтности (соответствия) вербальных и невербальных средств выражения чувств.
В данном упражнении Вы познакомитесь со своими чувствами, а также с разнообразными эмоциями, переживаниями и состояниями, о которых, возможно, Вы никогда не слышали или даже не знали.
Итак, приступим.
Упражнение №1.
Прислушайтесь к себе, оглянитесь вокруг.
Попробуйте никуда не спешить.
Почувствуйте свое тело от головы до ног.
Что Вы чувствуете сейчас?
Запишите то чувство, которое Вы заметили.
Сложно ли Вам было определить что это за чувство?
Упражнение №2.
Напишите на листе бумаги 10 различных чувств.
Что Вы думаете по поводу получившегося списка?
Каких чувств, по Вашему мнению, здесь больше: негативных или позитивных? Почему?
Что Вы чувствовали, выполняя это упражнение?
Попробуйте изобразить каждое чувство (нарисуйте его, слепите, примите позу).
Какие чувства изображать легче — положительные или отрицательные?
Упражнение №3.
Посмотрите на рисунок ниже.
Какие чувства, эмоции, переживания и состояния Вам хорошо знакомы, а какие нет?
Появилось ли у Вас нежелание сталкиваться с каким-то из них? Почему?
Попробуйте все эти чувства, переживания и состояния распределить в таблицу с тремя колонками:
— скорее позитивные;
— неоднозначные;
— скорее негативные.
Схема выражения позитивных чувств в отношении партнера выглядит следующим образом:
— Не откладывайте «на потом». Скажите партнеру сразу же, как только он сделал для вас что-то приятное.
— Используйте местоимение «я» («мне», «меня»)
— Назовите чувство «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.
— Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.
— Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой, позой, интонацией.
Схема выражения негативных чувств в отношении партнера выглядит следующим образом:
Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то неприятное.
— Объективно опишите ситуацию — так как можно было бы ее увидеть через окошко видеокамеры.
— Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).
— Назовите чувство (чувства) «по имени» как можно точнее — не преувеличивая и не преуменьшая.
— Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.
— Постарайтесь подкрепить слова делом — действиями, мимикой, позой, интонациями.
— Расскажите, чего вы хотите в связи с этим (о своих желаниях).
— Выслушайте партнера и скажите, что вы его понимаете.
— Повторите еще раз с пункта 2.
Позитивное отношение к собственным чувствам:
— Я имею право на любые чувства — как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.
— Никто лучше меня не знает моих чувств.
— Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.
— Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.
— Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.
— Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.
— Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.
Использованные материалы:
В. Ромек «Тренинг уверенности в межличностных отношениях»
Н. Рубштейн «Психологические карточки чувств,
эмоций, переживаний и состояний».
Перепечатка материалов разрешена только с указанием авторства и активной ссылкой на сайт. АВТОР: ЛАРИСА ПОПОВА www.larisapopova.ru